1 система налогов и сборов в российской федерации


В налоговом законодательстве России представлено лишь деление налоговых платежей на налоги и сборы и их видовое распределение на федеральные, региональные и местные. Вероятно, для юридического (правового) оформления налоговых и межбюджетных отношений это оправданно, но с позиций экономического анализа такой узкий подход к классификации налоговых платежей вряд ли сможет дать полное представление обо всем многообразии налоговых форм и методов. Поэтому финансовая наука и налоговики-аналитики классифицируют налоговые платежи по целому ряду содержательных признаков по отношению к различным элементам структуры налога, к характерным особенностям влияния налогов на доход налогоплательщика, к специфике их взимания и отражения в системе учета.

Ранее состав налогов и сборов РФ был нестабилен. Так, начиная с 1991 г., в частности, отменены: налог на доходы банков; налог на доходы от страховой деятельности; налог с биржевой деятельности (биржевой налог); специальный налог с предприятий, учреждений и организаций для финансовой поддержки важнейших отраслей народного хозяйства и обеспечения устойчивой работы предприятий этих отраслей; транспортный налог. К числу налогов, которые за это же время были дополнительно введены, относились: налог на игорный бизнес; налог на отдельные виды транспортных средств; плата за пользование объектами животного мира и водными биологическими ресурсами; налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте; налог с продаж. Порядок установления налогов и сборов Преследуя цели пополнения казны для решения государственных задач, любое правительство стремится разнообразить вводимые налоги.

Налоговый контроль: понятие, субъекты

Стоит отметить, что основные налоги организаций: налог на добавленную стоимость, налог с продаж, налог на прибыль (доход), налог на имущество, акцизы и др. Налоги физических лиц: подоходный налог, налог на наследование или дарение и др. Существует группа налогов, кᴏᴛᴏᴩые будут общими для всех плательщиков в Российской Федерации. Характеристика налогов по ϶ᴛᴏму основанию имеет большое практическое значение. Стоит заметить, что она позволяет установить правовой статус юридического или физического лица, перспективы их деятельности, организовать контроль за уплатой налогов. В налоговых правоотношениях участвуют различные субъекты: налогоплательщики (юридические и физичес­кие лица), налоговые органы, налоговые агенты, сборщики налогов, кредитные организации.

Вторая ст ад ия налоговой реформы началась в 1996 г. и связана с подготовкой Налогового кодекса РФ (НК РФ). Во всей этой работе можно было проследить две противоположные тенденции: с одной стороны, желание добиться усиления стимулирующей функции, с другой — еще более усилить фискальную функцию. Это понятно: Россия находилась в глубоком экономическом кризисе — большой дефицит бюджета, существенные обязательства по погашению и обслуживанию долга, огромная социальная сфера, требующая постоянного финансирования.

В ст. 13, 14, 15 НК приведен исчерпывающий перечень федеральных, региональных и местных налогов. Так, федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые обязательны к уплате на всей территории РФ. Региональными налогами признаются налоги, обязательные к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ. Местными налогами признаются налоги, которые обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образовании.

Общая характеристика налоговой системы РФ

В зависимости от уровня власти, который устанавливает, изменяет и отменяет налоги, они получают статус федеральных, региональных и местных.
Налоговый кодекс РФ применяется как нормативный правовой акт прямого действия, в силу чего, как правило, детализация или разъяснение его положений подзаконными нормативными актами исключается.

Прежде чем говорить о налоговой политике государства, необходимо вкратце остановиться на более глобальном понятии «финансовая политика», составным элементом которой и является налоговая политика.
Современная налоговая система сформировалась достаточно быстро и во многом копировала систему налогообложения в странах ЕС, которая характеризовалась прежде всего высокой долей косвенных налогов. Первая стадия развития системы налогообложения в России (начало 1990-х гг.) характеризуется тем, что принятая система налогообложения в России могла быть только подобием развитых систем налогообложения, не учитывала многие аспекты экономической ситуации в России, поэтому очень скоро подверглась существенной коррекции путем внесения множества изменений и дополнений в Закон «Об основах налоговой системы в Российской Федерации».

Налоговый кодекс РФ: структура, содержание, эволюция

Оно обусловлено единством целей и задач существования налогов всех трех видов (финансовое обеспечение реализации государством его функций), единством принципов организации системы, а также единством экономических и юридических принципов установления и взимания входящих в систему налогов и сборов, единой правовой базой, единой системой обеспечивающих ее функционирование государственных органов, единством экономических отношений, результаты которых и выступают экономическим источником налогообложения.

Третья стадия налоговой реформы началась с 1 января 1999 г., когда вступила в силу часть первая НК РФ — документа, устанавливающего основные принципы налоговой системы государства и регулирующего правовые отношения между налогоплательщиком и государством в связи с исчислением и уплатой налогов.

К региональным налогам относятся:

  • налог на имущество организаций;
  • налог на игорный бизнес;
  • транспортный налог.

Общественные финансовые отношения, возникающие по поводу установления и взимания налогов с организаций и физических лиц, урегулированные нормами налогового права, называются налоговыми правоотношениями. Как все финансовые правоотношения, налоговые правоотношения, являясь их частью, носят властно-имуще­ственный характер.

Несмотря на федеральный статус названных налоговых платежей, наиболее крупные из них в порядке межбюджетных отношений зачисляются не только в федеральный, но и в нижестоящие бюджеты.

Население уплачивало, например, личный налог, подушную подать, несколько имущественно-подоходных налогов — поземельный, подомовый (на доходы с дома), квартирный (уплачиваемый содержателем квартиры), промысловый, с наследства и др. Немалое число налогов установлено и законодательством России, принятым в 90-х гг. XX в. Отметим, что Закон РСФСР от 27 декабря 1991 г., который установил новую налоговую систему в стране, включил в нее перечень не только налогов в собственном смысле слова, но и других платежей, подлежащих в обязательном порядке внесению в бюджет или внебюджетные фонды2.

Учитывая зависимость от характера использования денежных средств различают налоги общего назначения и целевые. Налоги общего значения — ϶ᴛᴏ денежные средства, поступающие в бюджет ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующего уровня и расходуемые без их привязки к конкретным целям. Поступления от данных налогов записываются в федеральный бюджет, в бюджеты субъектов РФ или местных органов власти общей массой.
При рассмотрении сущности объединения налогов и платежей в систему возникает необходимость их классификации в зависимости от характерных для ϶ᴛᴏй категории оснований. Любой вид налога содержит такие важнейшие основания, как: вид плательщика, уровень подчиненности, характер использования денежных средств, способ изъятия дохода и др.

Можно заметить, сходные черты в формировании налоговых систем бывших республик Союза ССР. См., например: Кучерявенко Н.П., Перепелица МЛ. Закон Украины «О системе налогообложения». Научно-практический комментарий. Харьков, 1997.
Сущность, функции и роль налогов как финансовой категории реализуются на практике в совокупности налоговых форм и методов налогообложения, способов взимания налогов и видов налоговых платежей. Множественность и многообразие налогов и налогообложения позволяют органам власти максимально использовать все потенциальные возможности, заложенные в налоговой форме аккумуляции государственных доходов для надлежащего исполнения своих функций и финансового обеспечения процесса предоставления общественных благ.

При установлении налога в необходимых случаях в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
Перечень федеральных, региональных и местных налогов и сборов содержится в ст. 13, 14 и 15 НК. В соответствии с Федеральным законом от 29 июля 2004 г. № 95-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации о налогах и сборах» указанные статьи были введены в действие с 1 января 2005 г. С этой же даты утратил силу Закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», которым до 1 января 2005 г. был установлен перечень федеральных, региональных и местных налогов и сборов.

К федеральным налогам и сборам относятся:

  • налог на добавленную стоимость;
  • акцизы;
  • налог на доходы физических лиц;
  • налог на прибыль организаций;
  • налог на добычу полезных ископаемых;
  • водный налог;
  • сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
  • государственная пошлина.

Введением части первой НК РФ был сделан значительный шаг к стабилизации налоговой системы, положено начало упорядочению отношений между налогоплательщиком и государством в лице налоговых органов, устранена такая налоговая практика, как введение налоговых изменений путем принятия законов, имеющих обратную силу.

См.: Программа социально-экономического развития Российской Федера ции на среднесрочную перспективу (2002 — 2004 гг.). Утверждена распоряжением Правительства РФ от 10 июля 2001 г., подраздел 3.1.2 // СЗ РФ. 2001. № 31. Ст. 3295.

Учитывая зависимость от налогоплательщика (субъекта) различают налоги с организаций и налоги с физических лиц. В ту и другую группу входят налоги разного территориального уровня.

Глава 2. Система налогов и сборов в Российской Федерации

При этом они объединены введенным этим Законом понятием «налоговая система», которое определено как «совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей (далее — налогов), взимаемых в установленном порядке» (ст. 2). Соответственно Закону в налоговую систему вошли, помимо налогов, государственная и таможенная пошлины, различные сборы — целевые, лицензионные и др. Упомянутые платежи отличаются от налогов в собственном смысле слова.
По уровню территориального подчинения различают федеральные, региональные и местные налоги. Все налоги устанавливаются высшим органом государственной законодательной власти Российской Федерации. При этом порядок и сроки взимания налогов, а также форма отчетности имеют определенное отличие. Различная атрибуция налогов предопределяет их поступление в государственный бюджет или в региональные и местные бюджеты.
Стороны налоговых правоотношений, наделенные юри­дическими правами и обязанностями, считаются субъек­тами этих правоотношений.

При установлении налога согласно п. 6 ст. 3 и ст. 17 НК должны быть определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:

  • объект налогообложения;
  • налоговая база;
  • налоговый период;
  • налоговая ставка;
  • порядок исчисления налога;
  • порядок и сроки уплаты налога.

Рассмотрим указанные подсистемы налогов и сборов РФ более подробно, для чего сравним перечни образующих эти подсистемы налогов и сборов но состоянию до 1 января 2005 г. и в настоящее время. В систему источников налогового права также входят налоговые законы общего действия и законы о конкретных налогах. К законам общего действия относятся нормативные правовые акты, регулирующие правовой статус налоговых органов, какой-либо группы налогоплательщиков или налогообложения определенного вида имущества. Необходимость принятия федеральных законов о налогах и сборах предусмотрена целым рядом статей НК РФ. Например, ст. 23 НК РФ обязывает налогоплательщиков представлять в налоговый орган налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

Стабилизация налоговой системы проявляется и в том, что устанавливается четкая кодификация налогов, а нормы и положения, регулирующие налогообложение, приводятся в единую упорядоченную систему, которая существенно упрощается за счет отмены множества подзаконных актов, зачастую противоречащих друг другу.
Ко всему прочему значимыми федеральными налоговыми платежами являются таможенные пошлины, которые регламентируются Таможенным кодексом РФ, и лесные подати (плата за древесину, отпускаемую на корню, и заготовку других лесных ресурсов), которые регламентируются Лесным кодексом РФ. Несмотря на то что эти платежи выведены из состава налогов и сборов налоговым и бюджетным законодательством, их налоговая природа не изменилась, а сами платежи могут быть отнесены к платежам налогового типа.

Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *